2024-12-20 12:28:43

Аэродром Дубровицы

Стоял  зимний солнечный день. Суббота, начало 1962 года. Мороз на улице около двадцати. Столько же и нам 1945 года рождения в тот момент было. Моя память выдергивает кадры из жизни нашей боевой и отчаянно смелой юности. Под словом “нашей” понимается компания веселых и здоровых ребят и девчат, которых сплотило их неистребимое желание посвятить свою жизнь авиации. И они, приехали на Комсомольскую площадь трех вокзалов, где сели на электричку, следующую до города Подольск. Заняв две посадочные лавки в электричке и постоянно отпуская шутки и прибаутки, веселая компания отправляется в путь. Ехать до Подольска около часа с небольшим.Билеты за проезд никто не берет и они играют в веселую игру. Игра состоит в том, что сидящие на лавке, прикладывая свои кулачки друг к другу, оставляют его  середину несжатой.  далее в образовавшийся колодец из кулачков бросают копеечную монету.Затем на счет раз,два,три все сжимают свои кулаки и тот у кого в кулаке оказалась монета, проигрывает  и должен выполнить желание кого нибудь, записанное на бумаге и свернутое в трубочку. Желания самые неожиданные и порой дурацкие. Но они должны были неукоснительно  выполняться. И все время стоял неудержимый смех молодости и здоровья.

Только молодость может так громко  смеяться и гоготать без удержа. Не обремененная заботами и тревогами, она с удовольствием бегает по электричке от контролеров, порой выбегая из нее со смехом. Дождавшись следующей электрички, вскакивают в нее и едет дальше, опять без проездных билетов!

Конечно, родители давали деньги на проезд, но мы их все проедали, покупая мороженое и пирожки. Да, молодость незабываема и прекрасна, когда у тебя еще целая жизнь впереди!!! 
Проезжая на электричке мимо Борисовских и Царицынских прудов, я себе не мог представить, что в дальнейшей жизни я буду жить тут более пятидесяти лет. Ведь я заработал деньги и купил тут кооперативную квартиру.

Полюбовавшись прудами и наигравшись в  игру с копеечкой, мы подъехали к  Подольску. Дальше, на автобусе  по Симферопольскому шоссе мы подъехали к аэродрому Дубровицы, и вылезли из автобуса на остановке “Кузнечики”
Пред нами расстилалось зеленое поле аэродрома. На нем находилось несколько вертолетов, а так же стояли несколько планеров Бланик и новые спортивные планера с вообразным хвостовым оперением. Стояли самолеты АН-2 и Як - 12.

 Рядом с ними находился грузовик с барабаном троса для автоматического запуска планеров. 

В прошлом году я побывал в тех местах на квартире у друзей. Но я совершенно ничего не узнал - вокруг меня стояли 12 -16 этажные дома Подольска. Сохранилось только одно название остановки автобуса “Кузнечики”. Вот и все что напоминало мне аэродром Дубровицы 1962 года. Было грустно все это видеть и осознавать!!!

Но все же, я  расскажу, чем так дорог мне и еще двум моим девочкам, моим ровесницам этот аэродром, которого и  дух уже пропал.  

Итак, сверкало солнце, мы вылезли из автобуса и перед нами расстилалось белое, снежное поле, стоял, деловито урча, самолет АН - 2. В него садились ребята и девчата для совершения прыжка с самолета на парашюте. По земле кружилась легкая поземка. Было холодно стоять и дожидаться своей очереди для погрузки в самолет. Самолет взлетал и выбросив десант парашютистов, тут же садился и забирал себе на борт новых парашютистов. У меня стало прихватывать холодом ноги и я, притопывая, начинал прыгать на месте. Хотелось побыстрее спрыгнуть на парашюте и нырнуть в теплый рейсовый автобус.

Вдруг у всех на глазах,  под самолетом повис один парашютист. Самолет летит, а у него под брюхом болтается человек на веревке. Оказывается у него вытяжная стропа раскрытия парашюта, затянулась удавкой с самим парашютом, и парашютист не может раскрыть сам парашют. Получается,что  один конец стропы привязан к самолету, а другой конец затянулся удавкой с парашютом.Что делать???  Как сажать самолет на заснеженное поле,  ? Вопросы, вопросы, вопросы! Голова идет кругом!

Как спасать и летчика и парашютиста? 

 Минут двадцать летал самолет с парашютистом над аэродромом. И все это происходило при температуре около двадцати градусов мороза, на скорости порядка 180 км.Представляю себе мысленно, а каково сейчас парашютисту? И ужасаюсь увиденной картине.  Он превратился в сплошную сосульку, висящую на тонком волоске! Не дай Бог.самому оказаться в его положении.

Летчику дали указание, чтобы он сообщил

в салоне тренеру, отправляющему парашютистов в полет, о срочном обрезании стропы, на которой висит вертолет над оврагом, в районе реки Моча, которая протекала рядом.  Предполагалось, что в овраге должно было бы набраться больше всего снега и в него будет безопаснее падать парашютисту. Так и было сделано. Обрезали стропу над оврагом. и он камнем упал в овраг, зарывшись головой в снегу.Мы сразу побежали к месту падения  и его,положили на санки и вывезли к санитарной машине,  Затем тут же отправили в военный госпиталь, находящийся в Подольске. Потом мы узнали,  что он отморозил себе ступни ног и руки, которые пришлось ампутировать. Вот так в одно мгновение студент МАИ первого курса, сделавший первый прыжок, стал инвалидом. Прыгать с парашютом в этот день нам запретили. Мы поехали домой удрученные и всю дорогу обсуждали данное ЧП. 

 

Не могу не вспомнить еще про одно ЧП, произошедшее на моих глазах. Лето сверкает своим незыблемым спутником - Солнышком. В небе молодые кучевые облачка плывут друг за другом. В голубом небе носятся стрижи и ласточки. Жарко и даже душно, несмотря на легкий ветерок,  устойчиво дующий вдоль зеленого поля аэродрома. На поле установлена стартовая грузовая машина с барабаном, на который намотан 8-10 миллиметровый трос.Один конец закреплен на барабане, а второй конец крепится через замок к носовой части планера Буксировочная машина с намотанным  тросом на барабан, размещается на расстоянии 300 - 400 метров от планера. Затем вручную с барабана сматывается трос и цепляется к замку носовой части планера. Включается двигатель буксировочной машины, начинает вращаться барабан, наматывая на себя буксировочный трос. Планер начинает движение и на скорости 75 - 80 км взлетает над полем. Затем планерист, беря ручку управления планером на себя, под углом 

35 - 40 градусов взлетает над землей. Достигнув высоты 300 - 350 метров, планерист включает замок троса и он отцепляется от планера. 

Далее планерист начинает отрабатывать умение летать по маршруту “Коробочка”. Это умение летать, поворачивая так, чтобы у тебя шарик управления был в центре круга управления планером. Это твой гирокомпас поворотов и разворотов, который надо научиться неукоснительно выполнять!!!

Не научившись этому, ты не сможешь быть технически грамотным планеристом и парить, как птица, под облаками. 

А годы летят , наши годы, как птицы летят!  и некогда нам оглянуться назад! Как же давно это было, о чем я сейчас пишу !

Тренировала нас на автоматическом старте 

Флорова Тамара, которая была старше нас всего на четыре года.Добрая и светлая ей память и благодарность!!!  В моей летной книжке записано, что я налетал на автоматической лебедке 65 полетов , после чего был допущен к полетам, с буксировкой меня на высоту 1200 - 1500 метров самолетом. На этом второй год обучения полетам на планере закончился.На следующий год меня уже поднимал в небо самолет ЯК- 12. И парили мы в небе по три четыре часа самостоятельно, порой ныряя в сплошную облачность трогая своими руками облака. 

Однажды я запарился.Приехав на аэродром во второй половине дня, я понял, что являюсь единственным человеком на планере и за мной нет никакой очереди , чтобы тоже полетать на нем. Я этому очень обрадовался. Когда буксировочный  самолет затащил меня на необходимую высоту для парения, я отцепился от него, предварительно помахав летчику крыльями предупреждая его об отцепке от него. Это же делает и летчик,махая мне, когда считает,что мне пора отцепляться от самолета

Как правило, в сцепке самолет - планер, планерист летает выше самолета, чтобы исключить влияние воздушного потока от винта самолета на планер. Здесь идет постоянное перемещение самолета и планера по вертикале из за воздушных потоков.

Поток восходящий и тебя с планером тянет вверх, поток нисходящий и ты провалился в воздушную яму. И так беспрерывно происходит, Многие не выдерживают и их постоянно тошнит, вплоть до выворачивания  желудка наружу.  Такие долго не задерживаются в аэроклубе и его покидают.Да, болтанка в воздухе от восходящих и нисходящих потоков очень сильная. Я не был ни разу в море в шторм, но читал,  что это тоже очень неприятное чувство болтанки. и мне не с чем сравнить эту болтанку. Но я совершенно не испытывал ничего неприятного и страшного при полете на планере.Наоборот, однажды выполняя мертвую петлю с Фроловой Тамарой, мне захотелось, чтобы сейчас мой планер развалился на части и мне надо было бы прыгать с парашютом.Вот насколько мне не хватало адреналина в голове,  Какая же молодость смелая и дурная.И дочке моей тоже адреналина  не хватало, и  она начала заниматься парашютным спортом и я её еле уговорил бросить этим спортом заниматься. Но она все таки успела сделать семь прыжков, причем один прыжок был затяжной вместе с тренером. Слава Богу, что она в это время встретила Бориса и в него влюбилась. И теперь у меня уже две милые внучки - Анютка и Машенька! Одной десять лет 30.03.2024 г. исполнилось, а другой четыре месяца в октябре 2023 года день рождения.

Итак, от самолета я отцепился на высоте метров 1300, и тут же попал в восходящий поток. Потом,стал  подниматься вверх под каждым облаком, которые чередой вставали передо мной. А они возникали над нагретым на солнце Симферопольским шоссе. И я полетел в область по этому шоссе от Подольска. Время клонилось уже к вечеру, шоссе остывало и восходящие потоки слабели. И вдруг,я увидел ниже себя летящий самолет ТУ-104, который летел из аэропорта Домодедово. Потом наш аэродром Дубровицы совсем закрыли и перевели под город Чехов, тем самым исключив возможность столкновения планера с самолетом.

Набрав большую высоту , я продолжал лететь  в область, все больше удаляясь от своего аэродрома.Навстречу мне попадались планера, летевшие выше меня и порой махавшие мне крыльями. По рации я слышал,  как некоторые мне говорили, чтобы я разворачивался и летел к аэродрому. Иначе мне не хватит высоты, чтобы благополучно добраться до своего аэродрома. Но меня, как будто заклинило, я продолжал лететь прежним курсом. И когда я опомнился и развернулся, чтобы лететь к аэродрому, было уже поздно. Я понял, что мне придется садиться вне аэродрома  на поле, на котором могут быть и ямы, канавы и булыжники. И можно разбить и планер и самому угробиться, как повезет! Я выбрал ровное, вспаханное и засеянное рожью поле и удачно на него сел. Передав по рации другим планеристам, чтобы они сообщили руководителю полетов, о моей вынужденной и благополучной посадке и чтобы за мной прислали самолет. 

Я сел на поле рядом с Симферопольским шоссе недалеко от деревни. А  в это время  на шоссе проводили соревнования велосипедисты. А год назад был запущен в  космос Гагарин.Под этим впечатлением,          все велосипедисты и деревенские по этому полю ринулись меня встречать с криками ура и решили,чуть ли меня не качать на руках. Я еле от них отбился, объясняя кто я такой! Вскоре появился самолет ЯК-12. Прилетевшие мой тренер Пучков и летчик самолета меня похвалили за удачно выбранное поле для посадки и взлета летательных аппаратов. Пучков только задал мне единственный вопрос - ну, что Володя не обделался ты при посадке?  Через некоторое время мы взлетели, Пучков сел на место планериста, а я рядом с летчиком.. Прилетев на аэродром, я доложил руководителю полетов  о своей посадке вне аэродрома, которое считается ЧП. Получив от него словесный нагоняй и наказание в виде отстранения меня на месяц от полетов и ведения дневника полетов, в котором записывается время взлета и посадки каждого планериста, своеобразный хронометраж.

Дней через десять, двенадцать происходит настоящее ЧП, граничащее с возможной  смертью планеристки. Совершались полеты по большому кругу с буксировкой планера самолетом. Вторая половина дня, солнце клонится к закату. Приближается теплый вечер. Комары над полем блестят вертикальным столбиком. Периодически на зеленое поле аэродрома садятся планера.

Вдруг, на фоне заходящего солнца, мы видим, как планер почти касается плоскостью крыла верхушек деревьев.

Затем он пропадает на мгновение и свечой взмывает над лесом. Развернувшись в воздухе, камнем падает вниз в дебри леса. Такую картину мы наблюдали на расстоянии с километр от точки падения планера.

Сев в дежурную машину, мы тут же подъехали к месту падения планера.

И увидели удручающую и печальную картину. Стоит девушка, бледная, как полотно, видимо в шоке и ничего не говорит.Мы ее спрашиваем,а  она молчит, чуть шевеля губами. Рядом с ней покореженный планер с разбитым обтекателем смотрового окна. Рядом вертикально торчит одна плоскость крыла, а вторая сложилась гармошкой и отброшена в сторону. Валяется сломанная береза.

Вот в таком виде мы увидели девушку и планер. Потом она нам рассказала,  что очень хотела дотянуть до аэродрома и сесть на него, а не как Климов сел вне аэродрома и был наказан за это. Ее спасло то, что она, при посадке на лес, испугалась и резко взяла ручку на себя. Планер взвился    вверх и при обратном падении, он одной плоскостью крыла ломает березу а другая плоскость складывается в гармошку  при ее вертикальном ударе о землю. А всем фюзеляжем планер ложится на огромный куст орешника. Тройная амортизация спасает жизнь девушки.Эту девушку после этой аварии отстраняют от полетов на год.Но она уходит в первый МГАК и становится мастером по самолетному виду спорта.

На этом мои приключения в аэроклубе закончились. Впереди меня ждала Советская армия!

(с) Климов В.Г.

05.04.2024 г.